Практические финансы онлайн

  • Видео
  • Текст
  • Интересные материалы

Как планировать карьеру

Олеся Костенко

Представьте вашу идеальную работу через 20 лет после окончания вуза. А теперь нарисуйте карьерную лестницу, ведущую к этой позиции. Какие ступеньки нужно пройти, какие компетенции для этого нужны? Чтобы удачно выбрать профессию, нужно угадать три параметра: свои интересы, способности и личностный тип: подходит ли вам выбранная профессия.

Олеся Костенко Мало кому удается сразу выбрать себе именно ту профессию, направление образования и университет, которые больше всего подходят к его планам и склонностям. Примерно к третьему году обучения в вузе многие растеряны: они учатся совсем не тому, чем хотели бы заниматься в будущем. Работая в службе содействия трудоустройству экономического факультета МГУ, я очень часто встречала такие случаи. Происходит это из-за того, что обычно в школе нам не рассказывают о том, как правильно найти свою профессию и свой университет. А ведь технология предельно проста, проверена временем и поколениями. Но она требует вдумчивого к себе отношения. НАЧНИТЕ КАРЬЕРУ С МЕЧТЫ С чего начать? Конечно, с мечты. Да не просто с мечты, а с мечты полноформатной, яркой, с деталями, с действиями, похожей на цветное красивое кино. Представьте себе свою собственную счастливую жизнь через 20 лет. Где вы в этот момент? Что вас окружает? Чем вы занимаетесь? Кем вы работаете и сколько зарабатываете? Получилось? Если да, то теперь ответьте на вопрос: кто уже сегодня так живет? Кто похож на человека, которым вы представили себя минуту назад? Кем он работает? Поставьте себя на его место. Приносит ли вам удовольствие его работа? Если нет, начните заново — никакая зарплата не компенсирует вам отсутствие удовольствия. А теперь представьте себе не только лучшие, но и «худшие» моменты его работы: ежедневные, рутинные, обязательные. Все равно нравится? Ответ на вопрос, кем работает ваш «человек мечты», и будет «верхушкой» лестницы на пути к вашему профессиональному успеху. Дальше надо подумать о том, кто займет эту «верхнюю» должность, если этот счастливый человек решит уволиться. А потом представить, кто заменит того, кто поднялся выше. КАРЬЕРНАЯ ЛЕСТНИЦА Рассмотрим на примере. Предположим, всеми идеальными атрибутами моей мечты обладает министр экономического развития России. Это венец моего профессионального счастья. Он решает важнейшие вопросы жизни государства, распоряжается субсидиями, решает, какие отрасли экономики развивать в первую очередь и как повысить всеобщее благосостояние. Чтобы точно стать министром экономики через 20 лет, желательно уже сейчас быть знакомым с людьми, которые в этот момент будут работать президентом и премьером. Но этого мало. Надо еще стать экономистом и чиновником. Когда министр решит уйти (на пенсию, например), на его место может прийти один из заместителей министра. На место замминистра — директор департамента, на его место — его зам и так далее, вплоть до начальника отдела, специалиста и стажера в профильном департаменте. Этот вариант имеет минусы: стажеров в министерстве намного больше, чем министров. Но мы с вами строим карьеру, а не гарантируем попадание на вершину карьерной лестницы. Другой вариант этой карьерной лестницы — стать известным экономистом, чтобы вас пригласили министром или замминистра экономики. У этого варианта тоже есть минусы: простых экономистов намного больше, чем выдающихся экономистов. Но мы выбрали два возможных направления. Теперь остается понять, из какого вуза министерство экономики набирает себе стажеров. Или, если вам ближе вариант с карьерой экономиста, а не чиновника: какой вуз нужно закончить, чтобы впоследствии стать сильным, известным экономистом. В нашем случае, выбирая между карьерами экономиста и чиновника, нужно задуматься, к какому профессиональному сообществу вы хотите принадлежать по завершении образования? Готовы ли принять вместе с «плюсами» профессии ее «минусы», ограничения? Нарисовав одну или несколько карьерных «лестниц», выпишите напротив каждой ступеньки качества и компетенции, которые нужны на этой должности для продвижения вперед. Расспросите компетентных людей, преподавателей, родителей, чтобы узнать, какие компетенции нужны тому или иному работнику помимо профессиональных знаний и навыков. Можно воспользоваться описанием вакансий на сайтах поиска работы, официальными сайтами компаний, профессиональными форумами, журнальными и газетными статьями. ИНТЕРЕСЫ, СПОСОБНОСТИ, ЛИЧНОСТНЫЙ ТИП Проверьте себя с помощью профориентации и профдиагностики — ориентировки в современном мире профессий и в своем внутреннем мире. Может быть, вы учитесь менеджменту только потому, что в этом вас убедили родители, а сами мечтаете о карьере ударника в рок-группе? Кстати, можно заниматься экономикой и менеджментом и в музыкальной индустрии: например, организовывать концерты и фестивали. Подумайте о своих сильных и слабых сторонах. Усидчивость, аккуратность и исполнительность — не ваш конёк? Тогда мечту стать министром придется отвергнуть — без этих качеств в мире бюрократии не преуспеть. При выборе профессии нужно «угадать» как минимум три параметра: 1) Интерес. Нет смысла учиться на стоматолога или дизайнера садов и парков, если больше всего вас интересуют технические механизмы. 2) Способности. Нет смысла учиться на финансиста, если вы любите стихийность, ненавидите порядок, если вам не нравится соотносить желания с возможностями и извлекать максимум ресурсов из имеющийся ситуации. 3) Личностный тип. Нет смысла учиться на программиста, если вы гиперобщительны, или на авиадиспетчера — если вы эмоционально неустойчивы. Чтобы угадать свой личностный тип, попробуйте посмотреть на себя глазами другого человека (друга или родителя) и описать самого себя. Описывать себя надо именно глазами другого человека — того, кто видит ваши поступки, но не знает их мотивов, целей и причин; не знает, почему вы поступаете так, а не иначе. Ни в коем случае не бойтесь своих недостатков. Они преодолеваются. Многие известные артисты в 15-20 лет были очень застенчивы. Интерес и мотивация важнее, чем способности — можно развить даже музыкальный слух. ПРИОБРЕТЕНИЕ ОПЫТА Вернемся теперь к карьерной лестнице. Составив описание ее ступенек, вы увидите, что компетенции и навыки, которые может предложить вам вуз — это далеко не всё, что потребуется на пути к успеху. Чем выше должность, тем шире будет список дополнительных навыков. Откуда их взять? Исключительно из опыта работы. И не всегда такой опыт можно получить в рамках специальности, к которой вы стремитесь. Например, управлению проектами можно прекрасно научится в волонтёрском опыте организации форумов и конференций. А умению решать конфликтные ситуации в call-центре. Убеждению — работая продавцом и т.д. Поэтому не стоит бояться работы или подработки «не по специальности». Главное делать это вдумчиво и осознано, четко понимая, за каким именно опытом вы идете на такую работу. А это возможно, если вы уже начали думать о своем трудовом и профессиональном будущем. Среди молодежи достаточно высок риск остаться безработным. Существует множество механизмов, призванных помочь студентам найти работу. Это и специальные региональные программы, ярмарки вакансий при вузах и службах занятости, специализированные платформы («Профессиональный рост», FutureToday и др), помогают и соцсети. Именно туда обращаются работодатели за молодыми специалистами. А вам на старте пригодятся рабочие места с высоким карьерным потенциалом (и низкой стартовой точкой) или гибким графиком работы. Так что не бойтесь разнообразия и нетрадиционных вариантов занятости. Но не стоит хвататься за первую попавшуюся работу, или беспрерывно их менять. Так вы ничего не достигнете. Любая подработка — только вспомогательный элемент профессионального успеха, а не самоцель. Работая со студенчества, не стоит заменять учебу работой. Еще надо очень строго, придирчиво и аналитично подходить к внутренним учебным возможностям, которые предлагает университет. Это предметы по выбору, практики, стажировки, конференции, участие в общественной работе и т.д. Совершая каждый раз этот выбор, подумайте, какие задачи вы научитесь решать, овладев тем или иным предметом? Что научитесь делать, что нового узнаете? Запишите эти ожидания в дневник профессиональной деятельности. Спустя семестр — сравните с результатом. Сохранив эти записи, вы не будете по окончании университета испытывать сложности с составлением резюме даже без опыта работы. Они помогут осознать, сколько всего вы умеете, в каких проектах участвовали, что отвечать на каверзные вопросы службы по управлению персоналом своего будущего работодателя. Для каждого работодателя очень важно понимать, какие производственные задачи может решать его будущий молодой сотрудник. В каком формате эти умения были приобретены — не так важно. NON-STOP Добравшись даже до середины вашей карьерной лестницы, не останавливайтесь. Определите свои сильные и слабые стороны, подумайте, чего вам не хватает для дальнейшего роста. Главные угрозы карьере — потеря способности к обучению, остановка в овладении новыми способностями и навыками, снижение активности (всё стало понятным и надоевшим), и ощущение, что надо держаться за должность, потому что дальше «идти некуда». Современный мир очень быстро меняется. Так же быстро меняются подходы к ведению коммуникаций и самого бизнеса. Университетские знания устареют быстрее, чем вы их получите. Поэтому самообразование, тренинги, мастер-классы, семинары, профессиональные курсы, образование онлайн — это не прихоть, а получение компетенций, которые сделают вас перспективным сотрудником. Но главные драйверы карьерного роста — инициатива, желание и целеустремленность, умение не бросать цель, как бы она ни была трудна.
О том, где и как можно получить дополнительное образование без отрыва от работы, можно прочитать в списке интересных материалов к лекции 31. Какие качества работника наиболее важны для работодателя, вы можете узнать здесь, а как успешно пройти собеседование — здесь. А как не исчезнуть с рынка труда вместе с исчезающей профессией, можно узнать тут. И не удивляйтесь, если будущий работодатель «постучится» к вам в мессенджере. Выбрать профессиональную сферу, к которой у вас наибольшая склонность, помогут разнообразные тесты, найти которые можно, например, здесь или здесь. Посмотрите большую подборку статей о профориентации, подготовленную образовательным порталом «Мел». Ключевые компетенции, которым стоит научиться, чтобы сделать в будущем хорошую карьеру. И еще о важных для работы компетенциях. В XXI веке неграмотным будут считать не того, кто не умеет читать и писать, а того, кто не умеет доучиваться и переучиваться. О каких профессиях мечтают дети, а какие избрали бы взрослые? Смена прфессии: как смягчить сложный переход? Как двигаться по карьерной лестнице? Можно ли начать карьеру в 40 лет? Всем ли нужна карьера? Качества, которые важны для успешной карьеры.
Вопросы и задания к лекции №32

Вопросы и задания к лекции 32:

1. Есть ли у вас карьерная цель? Какую часть пути к ней удалось пройти, какая часть осталась?
2. Насколько вы довольны своей нынешней профессией и работой? Если не вполне, то есть ли у вас план по тому, как их сменить?
3. Подумайте, пожалуйста, о знаниях и навыках, которых вам не хватает для того, чтобы получить желаемую работу (или сменить профессию). При помощи какого образования (или практического опыта) эти знания и навыки можно получить?